Хамство — ставшее уже привычным явление нашей жизни. Встречаться с хамским поведением доводилось любому человеку, а кто-то и сам любитель похамить и нагрубить. Чтобы понять, как реагировать на хамство, необходимо выяснить, откуда у этого феномена растут ноги.
Откуда берется хамство?
Столкнуться с хамством можно везде, где есть люди. Чаще оппонент переходит на хамство при недостатке или окончании аргументов в защиту своей позиции. Хамство — показатель поражения при явном нежелании признать это поражение.
Причин для хамского поведения существует несколько:
- Отчаяние — хамство производится со зла, с досады и других неприятностей. Типичный пример — невежливость со стороны продавца в магазине.
- Самоутверждение — наиболее распространенный случай. Цель — возвысить себя перед более слабым по характеру противником, самоутвердиться. Часто встречается среди людей, в руках которых сосредоточена любая власть, хоть маленькая. Пример — хамское отношение начальника к подчиненным.
- Потребность во внимании. Корни этого вида хамства спрятаны глубоко в детстве. Возможно, маленькому человечку родители не уделяли в детстве должного внимания, любви и теплоты, и он взял за привычку добиваться этого всеми возможными методами, в том числе, и хамством, и взял за основу данную модель поведения и во взрослом возрасте. Обычно данный тип хамов — люди одинокие и несчастные, желающие любви в глубине души, но своим поведением они отталкивают других людей.
Любое хамство обрушивается всегда неожиданно, часто может застать врасплох, испортить настроение и вывести из строя, особенно людей неуверенных, слабых, робких. Поэтому необходимо иметь козырь в рукаве в виде возможной реакции на хамство, с целью его предотвращения.
Правильная реакция на хамство
Довольно просто правильно научиться реагировать на проявление хамства со стороны некоторых личностей. Уловки, которые помогут, следующие:
- Не принимать сыплющиеся гадости на свой счет. Неприятные эпитеты и ругательства, которыми хам забрасывает своего оппонента, — это обычно не что-то конкретное, а вообще, видение мира хамом в целом. Хамы обычно обладают стереотипным мышлением, видят то, что видеть хотят. Для них все женщины будут казаться стервами, мужчины — козлами, а молодежь — дурной и невоспитанной. Переделать их мышление нельзя, лучше просто посочувствовать им и пропустить мимо ушей оскорбления.
- Не отдавать хаму бразды правления над ситуацией, ведь зачастую этой цели они и добиваются. Если хам почувствует, что он и только он владеет ситуацией, то он просто задавит оппонента своим авторитетом. Человек, которому хамят, никоим образом не должен молчать, стоя с поникшей головой, виноватой улыбкой, выражением полной растерянности на лице — он имеет полное право потребовать к себе уважения.
- Помнить о своих правах. В случае столкновения с хамством в общественном месте, не следует начать пререкаться с грубияном — ничего это не даст. Лучшее решение — потребовать жалобную книгу, связаться с начальством хама, обратиться в общество защиты прав потребителей или к юристам. Подобное поведение должно наказываться, не надо пренебрегать обращением в выше стоящие инстанции.
- Включить воображение. Универсальный способ верного реагирования на хамство. Суть данного метода — нафантазировать такие условия, при которых положение хама окажется наименее выгодным для него самого. Можно представить, что он (хам) — это маленькая белая мышка, писклявым голосом бросающая оскорбления в ваш адрес. Или же можно вообразить, что грубиян находится за стеклянной стеной: его видно, но совсем не слышно. Другой пример — представить себя зеркалом, до которого долетают нелестные эпитеты и тут же отражаются, возвращаясь к своему хозяину, у которого после каждого такого «отражения» уродуется внешность: вырастает рог, увеличивается нос и происходят прочие забавные метаморфозы, зависящие только от степени изощренности вашей фантазии.
- Диалог с хамом, предусматривающий комментирование его действий и своей реакции с целью выяснения причины столь хамского поведения. Примеры ответов: 1)»Слова, которые вы говорите, — весьма обидные. Зачем вы так поступаете?» 2) «Вы говорите неприятные вещи, но при этом улыбаетесь. Каким образом я должен реагировать на такое ваше поведение?»
- Призвать на помощь юмор и дать отпор хаму улыбкой, смехом или меткой фразой, которая собьет грубияна с толку и отправит в нокаут.
- Хороший способ среагировать на волну хамства правильно — воспринять его с надменным высокомерием и толерантной вежливостью, отнестись к нему, как к убогому человеку, который заслуживает только жалости. Благожелательная улыбка и снисхождение любого хама выбьют из колеи и заставят отправиться на попятную.
- Абсолютное игнорирование хамских выпадов. Равнодушие — самая верная реакция на хамство. Обходить хамов стороной, не видеть его, не слышать, всегда улыбаться — и иммунитет от грубости и непристойного поведения обеспечен.
- Нахамить в ответ — способ, которым стоит пользоваться в частных случаях, дабы не распалять хамов ещё больше и не подпитывать их энергией конфликта. Грубиянам необходимо указывать на место, чтобы они не отравляли существование другим людям. Но не стоит опускаться до их уровня — именно это скрывается под видом данного способа, что является существенным его недостатком.
Есть от хамства и своя польза. Оно помогает взглянуть на себя и отметить свои слабые стороны и страхи, по которым чаще хамы и наносят удар. Даже крошечный намек на свои переживания и воспринимается человеком очень болезненно, а хаму это и надо, чтобы проявить себя максимально и получить моральное удовлетворение. Поэтому очень важно подмечать свои слабости и недостатки, усердно работать над ними, чтобы в любое время и в любой ситуации суметь справиться с хамскими выходками других людей и выйти из этой эмоциональной борьбы победителем.